среда, 8 февраля 2012 г.

Комплексное занятие познавательного цикла с элементами изобразительной деятельности и музыкального воспитания. с детьми старшего возраста.

            "В рождественский сочельник"

Задачи. Поддерживать живой интерес детей к культуре русского народа; знакомить с православными праздниками, как частью всемирной культуры. Познакомить с традицией празднования Рождества на Руси: слушание церковного песнопения, звон колоколов; игрища ряженых – колядовщиков; украшение рождественской елочки.
Приучать вкладывать посильный труд в подготовку к этому яркому празднику.
Формировать навыки ручного труда у детей: делать поделки из бумаги, фольги; украшать их с помощью аппликации и рисунков фломастерами. Учить аккуратно работать ножницами соблюдая правила безопасности. 
Развивать эстетический вкус, чувство коллективизма, так необходимого в большой, дружной работе.

Цель: научить детей изготавливать елочные игрушки и украшения для рождественской елочки.
Материал: цветная бумага, разноцветная фольга; клей-карандаш, нитка, иголка; фломастеры; тряпочки, ножницы; синтетическая елка с электрогирляндой.
Учебная зона украшена электрическим бра «месяц», разноцветными звездочками и серебристыми снежинками, мишурой. В середине кабинета стоит елочка. Столы в виде буквы «П» стоят вокруг елочки.

Ход занятия: Дети входят, педагог встречает их и предлагает сесть за столы.

Педагог: На широком небосклоне,
                В звездном, ярком хороводе
                Светит дивная звезда
(прикрепляет на стену 8-гранную звезду)
                Всюду луч она заронит,
                Где людское горе стонет,
                В села, рощи, города
               Луг доходит до светлицы
                                                   (И. Гриневская)
Исполняется песня «Звезда»
                                                   с. Г. Галиной, муз. А. Гричанинова

И было чудо на земле,
                       И чудо в небесах:
Как солнце, вспыхнула в лучах
                       Звезда в полночной мгле
Она плыла над миром слез
                       И свет её сиял…
И бедным пастырям вещал,
                       Что родился Христос,
И в Вафлием волхвы за ней
                       Дары свои несли,
И на соломе там нашли
                       Они Царя Царей.
Педагог: То были времена чудес,
                 Сбывалися слова пророка,
(свет гаснет, зажигается бра «Месяц» в комнате появляются «ангелы» со свечами в руках).
                 Сходили ангелы с небес,
                 Звезда катилася с Востока
           («ангелы» встают вокруг елочки)
                 В далеком просторе
                 Пел ангельский хор,
                 Та песнь, небу вторя,
                 Звучит до сих пор,
                 Чудесные звуки
                 И пенье с высот
                 От горя и скуки
                 Зовут нас вперед.

Исполняется песня «Рождественская песенка»
                                                                 сл. и муз. П. Синявского

1.    Во владеньях инея и снега
Расцвели хрустальные сады
К нам в окошко с праздничного неба
Льется свет Рождественской звезды.
Расцвели хрустальные сады,
Льется свет Рождественской звезды.
                п/в     Возле елки снова,
                          Возле елки снова
                          Торжество, торжество.
                          Рождество Христово,
                          Рождество Христово,
                          Рождество, рождество.
2.    В каждый терем, в каждую светелку
Златокрылый ангел прилетел,
Он зажег рождественскую елку
(«ангелы» имитируют движение зажигание)
Елочки свечами, елка зажигается
И на нас с улыбкой поглядел
Златокрылый ангел прилетел
И на нас с улыбкой поглядел.
      п/в

3.    Снится нам в Рождественский сочельник
Вереница праздничных чудес
Сам Господь в чудесных облаченьях
К нам с тобой спускается с небес
Вереница праздничных чудес
К нам с тобой спускается с небес.
(«Ангелы» танцуют вокруг елки, дети на 1-2 куплеты стоят у столов, взявшись за руки, на куплет поднимают руки и раскачиваются из стороны в стороны; на 3 куплет хоровод).
(«Ангелы» выходят из комнаты, дети садятся за столы)
Педагог: Из предыдущих занятий вы, детки, уже знаете многое о Рождестве и традициях его празднества. Что же вы запомнили лучше всего? (Дети делятся своими впечатлениями). А вот послушайте еще одно стихотворение.
                                                              Божий дар.                                     А . Плещеев.
                                                  Крошку ангела в сочельник
                                                  Бог на землю посылал:
                                                 «Как пойдешь ты через ельник,-
                                                  Он с улыбкою сказал,-
                                                  Елку срубишь и малютке,
                                                  Самой доброй на земле,
                                                  Самой ласковой и чуткой,
                                                  Дай, как память обо мне».
А раз елочка у нас стоит, да еще ангелы зажгли её, значит у нас детки такие, что Бог не оставляет их Своей милостью. Елочка-то зажглась, да не вижу я, чтобы была она украшена игрушками. Что же делать нам, ребята? Правильно, нужно елочку украсить игрушками, которые мы можем изготовить своими руками. А какие елочные украшения вы знаете? (Бусы, гирлянды, шарики, фонарики). А сейчас смотрите внимательно, начинает работать мастерская Фоки. Про него еще говорят: «Фока – на все руки дока», т.е. умелец.
(Педагог показывает, как из кружочков можно склеить шарик; воспитатель показывает, как можно надрезать бумагу и склеить фонарик; один из детей показывает, как можно скатать из разной, цветной фольги шарики-бусины, нанизать их на нитку и получить бусы.)
Дети делятся на 3 подгруппы и выполняют три вида работы под руководством «мастеров»: педагога, воспитателя и ребенка, показывающего, как сделать бусы. По окончании работы, дети выставляют свои поделки на край столов.
Звучат русские наигрыши, в комнату толпой входят ряженые-колядовщики. На столах появляются домики-визитки с названием дворов по фамилиям детей, например, Сидоров двор, Тихонов двор и т.д.
Ряженые поют колядки, собирают поделки, хвалят их и детей, приглашают ребят нарядить елку. Любуются украшенной елкой.
Общий хоровод вокруг елочки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий